волчок в тумане
Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Интересную статью нашел, основное выпишу:

"В театре под открытым небом маска была эффективным способом отделения актера от зрителей, и сам акт надевания маски означал начало действия.

Маски античного театра имели глаза белого цвета и небольшие отверстия, через которые актер мог обозревать сцену, которые для зрителя выглядели как зрачки персонажа. Глаза и рты этих масок притягивали внимание, а направление взгляда глаз масок и актеров казались более различимыми с дальнего расстояния, нежели вблизи.

К. Калам предполагает, что область глаз и рта маски являлись трудноопределимыми «черными дырами», которые раскрывали актера позади нее, и, таким образом, «мертвая» область в отношении эмоциональной информации открывалась для зрителя. В этом отношении маска является наиболее результативным способом стимулирования нейронных откликов человеческого восприятия.

Мышцы человеческого лица устроены таким образом, что они могут создавать бесчисленное количество легко распознаваемых «микроэмоций» и «макроэмоций». Вступая в коммуникацию с Другим, лицо находится в состоянии постоянного изменения. Зеркальные нейроны, активно «изучающие» лицо, пытаются «соединиться» с маской и прочитать ее выражение. В результате этого процесса создается иллюзия, что статическая маска меняет свои выражения. Примерно 60 процентов восприятия лица направлены на направление взгляда. Согласно М. Мерло-Понти: «Я живу в лицевом выражении Другого, как и я чувствую его живущим во мне».

Искусственная склера, изображенная на глазницах маски, как можно видеть на примере вазы Прономос, содействует в создании визуальной связи, однако, взгляд маски был направлен не на маскированных актеров, а на аудиторию. Уникальная многомерность маски дает возможность спровоцировать персональный отклик каждому смотрящему на нее. В этом ключе визуальная противоречивость маски во многом усиливает присутствие трагедии.

Таким образом, трагическая маска была намного убедительнее, чем реальное лицо: она постоянно менялась в зависимости от эмоционального состояния каждого человека, находящегося перед ее захватывающим взглядом.

(АНТИЧНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСКА И ЕЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ. А. А. Котыло)

@темы: Александр, Цитаты